Поль Гоген, «Желтый Христос», 1889
Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, США
Символизм
Гоген создает картину в маленьком французсокм городке Понт-Авене осенью 1889 года. Наряду с «Зелёным Христосом» работа считается одним из ключевых произведений в символизме. То ли глубокое философско-религиозное размышление, то ли своеобразный вызов христианскому обществу – «Жёлтый Христос» Гогена до сих пор вызывает споры. Первое что бросается в глаза зрителю – это несопоставимость элементов сюжета, доводящая его до абсурда: распятая худая фигура Христа, традиционный бретонский пейзаж и крестьянки, которые мирно расположились вокруг креста с абсолютно спокойными и безучастными лицами. Лик распятого героя, полный страдания и той степени мучений, которая граничит с безразличностью, не вызывает никакого интереса у присутствующих. только сюжет явился одиозным в «Жёлтом Христе» — Гоген даёт новую трактовку цвету. Генеральным цветом картины является — жёлтый, при этом фон и герои не только не сопоставляются, но и сливаются друг с другом. Сам цвет противоречит происходящему – золотой, умиротворённый, радостный, солнечный, именно его живописец выбрал для создания столь эмоционально сложной работы.
Знаменитый драматург и писатель Октав Мирбо высказывался о картине как о противоречивой смеси из готических символов, католических чувств, индийской медитации и варварской торжественности.