Эдуард Мане «Завтрак в мастерской», 1868
Пинакотека, Мюнхен
Импрессионизм
Конец 1860-х был очень продуктивным для Эдуарда Мане, причём одной из главных особенностей этого творческого этапа – синтез сразу нескольких жанров в рамках одной работы. Картина «Завтрак в мастерской» является сразу и портретом, и бытовой сценой, и натюрмортом.
Сегодня не сразу бросается в глаза необычность композиционного решения, хотя для современников живописца его новаторство было несомненным: Мане «обрезал» фигуры героев, сделав свою картину похожей на фотографический кадр, случайно выхваченный за завтраком в мастерской.
На переднем плане изображён сын Леон. Хотя он и стоит ближе всех к зрителю, его взгляд устремлён куда-то вдаль. Задумчивый молодой человек стоит спиной к своим родителям и накрытому столу.
Цветовой колорит картины художник сосредоточил на гармоничном сочетании чёрного, тёмно-зелёного, коричневого и серых цветов. Важное значение здесь играет жёлтый цвет – яркими цветовыми пятнами Мане организовывает пространство картины и вносит «живость» в полотно, где преобладает тёмный колорит.
Глядя на эту картину, можно только восхититься, как мастерски умеет живописец передать динамику в статичном сюжете. Кажется, ещё секунда, и все герои работы разбредутся по своим делам – Мане в цилиндре допьет напиток в чашке, его супруга закончит протирать кувшин и поставит его на стол, а Леон опустит глаза, наконец, выйдя из задумчивости.