Анри Руссо «Вид парка Монсури», 1910
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Примитивизм
Основную часть своей коллекции работ Руссо Щукин приобрел единовременно, на волне роста интереса к творчеству наивного живописца. Среди этой «партии» картин был и «Вид парка Монсури».
Работа относится к нередко встречающимся у Руссо типу камерного пейзажа с изображением видов парижских парков. Среди них парк Монсури на южной окраине Парижа, созданный в 1860–1870-е годы, был для мастера одним из любимых, наполненных, личными ассоциациями: здесь пролегал путь Руссо на службу, на городскую таможенную заставу. Именно поэтому видов этого парка очень много среди работ художника, и создавались они на всем протяжении его творчества. Еще в 1895 году он представил работу на этот сюжет в Салоне независимых. Произведение из собрания Щукина относится скорее к завершающим годам жизни Руссо.
Зритель вместе с художником превращается в ребенка, попадая в «общество» кажущихся кукольными солдат в узнаваемых мундирах и их спутниц. Наивная «детскость» мастера-самоучки оборачивается философской инверсией.