Исаак Ильич Левитан «У омута», 1892
Третьяковская галерея, Москва
Реализм
Мрачная работа автора произвело двоякое впечатление на публику. С одной стороны художник был уже широко известен не только среди своих коллег, но и среди всех ценителей живописи. С другой стороны, Репин отозвался об этой работе весьма холодно, что не могло не произвести впечатление на публику. Многие приходили посмотреть на эту картину только потому, что о ней весьма нелестно отозвался признанный авторитет в изобразительном искусстве.
Известно, что автора вдохновила старинная легенда, рассказывающая о несчастной любви и самоубийстве юной девушки. Это место словно притягивало художника, будоражило фантазию, не отпускало.
Многие отмечают, что в этой работе мастер намеренно отказывается от присущей всему его творчеству легкости и воздушности. Мощными, тяжелыми мазками написана работа.
Тягостная, депрессивная атмосфера окружает омут у мельницы. Внимание зрителя приковано к небу, которое мастерски передает настроение все нарастающего напряжения. Не скупится автор на краски, чтобы передать всю красочную гамму водной глади в лучах вечернего солнца. Свежие бревна в мостках выглядят мощно, но сами мостки остаются ненадежными. Само слово «омут» вызывает ассоциации с трагедией.
В зелени, окружающей омут можно разглядеть очертания чудовищ и призраков. Вся работа пронизана особым духом, который роднит ее со сказками и преданиями. У зрителя создается впечатление, что омут ждет новых жертв. Он ненасытен, его жадность не имеет границ. Даже вода вокруг окрашена в красноватые тона, как следы крови прошлых жертв.
Пожалуй, лишь в этой единственной работе, автор не дает зрителю никакой надежды на счастливый исход события. Здесь нет и самого события, лишь неуловимое и зловещее напоминание о том, что здесь когда-то случилось. А может быть случится совсем скоро.