Василий Григорьевич Перов «Спас», 1860-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта небольшая икона представляет собой уникальный образец творчества ведущего русского реалиста 1860х годов в традиционной православной иконографии. Икона мастерски исполнена по традиционной православной иконографической схеме, но с живописно-объемной моделировкой и в необычной технике масляной живописи на мраморе.
Отсутствие подписи и даты нетипично для жанра и материала работы Перова, а также полное несоответствие иконы расхожим стереотипам представлений о Перове как «антирелигиознике» и натуралистическом «отражателе» действительности ставило под сомнение авторство художника. Владелица иконы Анна Петровна Грошева, принадлежавшая к числу потомков родственной Перову семьи московских купцов Резановых, представила ее в Третьяковскую галерею для проведения экспертизы летом 1994 года. По семейному преданию, икона некогда была подарена живописцем его теще Анне Федоровне Шейнс, сестре известного московского предпринимателя и мецената Ф.Ф. Резанова, матери первой жены Перова Елены Эдмондовны.
После ряда экспертиз и исследований икона была приобретена для собрания Третьяковской галереи. Таким образом, принадлежащая музею коллекция работ Перова пополнилась еще одним произведением этого замечательного человека и художника. В плане историко-художественном наши представления об искусстве обогатились знакомством с высококачественной, по-своему уникальной работой и расширением знаний о «христологии» Перова и отечественной живописи второй половины XIX века.