Эдгар Дега «Сидящая танцовщица». 1879 — 1880

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Импрессионизм

В картине Дега любое, даже самое необычное положение тела обретает форму в столь безукоризненном рисунке, задающим столь прочный каркас, что может показаться, что поза как бы «подтягивается» к линиям, управляющим всей композицией. На самом деле в очень сложном творческом процессе натура, чудесным образом сохраняя всю свою естественность, преображается цветом и рисунком. Цвет и линия конденсируются и приобретают почти самостоятельную ценность.

Дега, говоривший, что «танцовщица — только предлог для рисунка», защищаясь от поверхностных суждений о его искусстве, когда в нем хотели видеть лишь «живописца балерин», преднамеренно представлял ситуацию в упрощенном виде. Как никто другой, он знал и умел показать в картинах и пастелях все, что свойственно этой профессии, любые нюансы поведения «крыс», как называли тогда кордебалетных плясуний. Феноменальная наблюдательность и честность никогда не позволяли художнику приукрашивать персонажей. «Сидящую танцовщицу» с плоским лицом, нескладной фигурой и короткой шеей, трудно признать красивой. Однако пастель как неповторимая комбинация цветовых пятен прекрасна. Рисунок — образец редкого мастерства. Сбалансированность всех элементов поддерживается композиционным решением, основой которого оказывается скрещение диагоналей. Более заметна диагональ, обозначенная линией правой ноги танцовщицы и контуром корсажа. Направлению другой диагонали вторит движение правой руки. В уильямстаунской картине рука опущена, ее линиями, находящими продолжение в контурах ноги, обозначается «заградительная» вертикаль, завершающий аккорд композиции. Ясно, что при всех связях с этой картиной «Сидящая танцовщица» не может быть признана этюдом к ней. Она представляет собой совершенно самостоятельное произведение с другой, только ему присущей динамикой рисунка.

Поделиться