Василий Григорьевич Перов «Савояр», 1864

Третьяковская галерея, Москва

Реализм

Во время своей поездке по Европе, Перов работал трудно. Вдохновение словно покинуло его. Каждый мазок давался с трудом. Оказавшись в чужой для него среде, художник пытается изучать нравы и обычаи. Он завсегдатай ярмарок и праздничных гуляний. Его притягивают персонажи улиц и площадей: шарманщики, бродячие жонглеры, акробаты и танцоры. Во время одного из таких «походов в народ» на глаза ему попался маленький савояр. Так называли в Европе швейцарских бродячих музыкантов, которые кочевали с неизменной флейтой и дрессированным сурком по городам и весям богатых стран континента.
Перед нами совсем юный бродяга. Художнику удалось передать крайнюю степень истощения ребенка, непростую судьбу и трагедию самой жизни. Истрепанные штанишки, стоптанные башмачки. В руках сломанная флейта — результат столкновения с конкурентами по уличным развлечениям. Верный сурок, голодный и истощенный не меньше, чем хозяин, прижался к мальчику, чтобы хоть как-то согреться. Шляпа, предназначенная больше для сбора «гонорара», пуста. Значит сегодня заработать парочке бедолаг не удалось.

Мощная мостовая и высокий тротуар подчеркивают хрупкость и беззащитность савояра. Выцветший платок, повязанный на шее маленького артиста, единственное, что выдает в нем принадлежность к артистическому цеху. Взъерошенные волосы, бледность, полуулыбка, навеянная счастливым сновидением — заставляют разрываться сердце зрителя от сочувствия и боли за судьбу мальчика в жестоком мире.

Поделиться