Франсиско Гойя «Портрет маркизы Санта-Крус», 1805
Прадо, Мадрид
Романтизм
Изображённая на картине Хоакина Тельес-Хирон была второй дочерью герцога Осуны и женой Хосе Сильва-Басана, унаследовавшего в 1802 году титул маркиза Санта-Крус, а позже ставшего первым директором Прадо. Хоакина Тельес-Хирон была одной из самых почитаемых женщин Испании своего времени, была знакома со многими поэтами и писателями. В 1788 году Гойя изобразил её ещё девочкой на картине «Семья герцога Осуны», так же выставленной в музее Прадо. На портрете 1805 года Гойя изобразил маркизу в роли музы лирической поэзии Эвтерпы, возлежащей на канапе и с лирой в левой руке. Выбор именно такого образа обусловлен страстью маркизы к поэзии.
В течение многих лет портрет находился в частной коллекции в Бильбао. Из-за финансовых трудностей и вопросов наследства владельцы коллекции были вынуждены продать картину в начале 1980-х, и она, после смены нескольких хозяев, попала в собрание лорда Уимборна, который в 1986 году решил продать её на лондонском аукционе. После иска в международный суд и уплаты около 6 миллионов долларов, испанскому правительству удалось отменить аукцион и приобрести портрет маркизы Санта-Крус, который после этого был выставлен в музее Прадо.
Портрет маркизы Санта-Крус — это одна из картин Гойи, где заметно влияние классицизма и, прежде всего, таких современников как Давид («Портрет мадам Рекамье») и Канова («Портрет Паолины Бонапарте в образе Венеры»), а также влияние таких мастеров, как Гверчино («Смерть Дидоны») и Рембрандт («Даная»).
Поза маркизы на портрете напоминает более раннюю «Маху обнажённую», однако в этом случае Гойя следует академическим живописным канонам и дополняет композицию множеством деталей, отсылающих к мифологическим сюжетам. Среди прочего можно отметить листья и гроздья винограда («Вакх» Караваджо) или типичный атрибут Эвтерпы — лиру («Парнас» Рафаэля). Всё это элементы классической школы, от которой Гойя постепенно отдаляется.