Эдуард Мане «Мальчик со шпагой», 1861
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Импрессионизм
На полотне предположительно изображен Леон Кулла-Ленхофф, сын Мане и Сюзанны Ленхофф, голландки по происхождению, преподавательницы фортепьяно, с которой художник познакомился в 1849 г. и женился на ней спустя четырнадцать лет. Мальчик, которому на картине около десяти лет, одет в костюм пажа испанского королевского двора. Его фигура выделяется на темном фоне, освещенная прямым ярким светом, который лишает изображение мягких глубоких теней. Живописному языку Мане свойственно плоскостное и смелое использование цвета — очевидная дань уважения произведению Веласкеса, которое французский живописец своеобразно переосмыслил.
У художника, побывавшего в Испании лишь в 1865 г., была коллекция костюмов, в которые он облачал модели, создавая серию фантазийных композиций. Мане не скрывал надуманной природы этих работ, даже, кажется, акцентировал их некоторую отстраненность от реальности, как и на этом полотне: мальчику подчеркнуто трудно удерживать шпагу. Этот изобразительный язык, обращенный к золотому веку испанского искусства, был высоко оценен критикой, исключительно благосклонной к картине, экспонировавшейся пять раз в течение шести лет после того, как работа над ней была завершена. Картины Мане «Мальчик со шпагой» и «Женщина с попугаем» стали первыми работами французского художника, поступившими в общедоступную американскую коллекцию.