Джорджоне «Лаура», 1506

Художественно-исторический музей, Вена

Возрождение

Мягкость светотеневой лепки лица и руки несколько напоминают сфумато Леонардо. Сфумато — итальянский термин, представляет собой смягчение контуров и очертаний предметов и людей, изображенных на картине. На картинах нет четких границ, они размыты, изображения плавно переходят из одного в другое.

Леонардо и Джорджоне одновременно и независимо решали проблему сочетания пластически ясной архитектоники форм человеческого тела со смягченной их моделировкой, позволяющей передать богатство его пластических и светотеневых оттенков — так сказать, само «дыхание» человеческого тела. Если у Леонардо да Винчи это скорее градации светлого и темного, тончайшая растушевка формы, то у Джорджоне сфумато носит особый характер — это как бы микромоделировка объемов человеческого тела тем широким потоком мягкого света, который заливает все пространство картин. Поэтому сфумато у Джорджоне передает и то взаимодействие цвета и света, которое столь характерно для венецианской живописи 16 века. Если изображение молодой женщины, так называемый портрет Лауры, отличается некоторой прозаичностью, то другие женские образы художника являются, по существу, воплощением идеальной красоты.

Поделиться