Николай Александрович Ярошенко «Курсистка», 1883
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Реализм
«… Художник изображает перед нами девочку лет 13, девочку с самым обыденным, скажем более, с некрасивым лицом. Девочка эта одета в самое обыкновенное, так называемое «форменное» коричневое платье. Она сидит на стуле, сложив руки на коленях. Таково все содержание этюда. И между тем этот простенький этюд есть целая прелестная картинка. Нельзя представить себе ничего более правдоподобного и естественного, как выражение лица и позы этой девочки. Ее посадили на стул и уговорили дать себя срисовать и ту минуту, когда она всего менее ожидала этого. Ей немножко конфузно и очень, очень смешно. Лицо смеется, красные руки неловко сложены на коленях, вся фигура угловата и все-таки чрезвычайна симпатична. Не найдется ни одного посетителя выставки, который сам не улыбнулся бы, глядя на это переконфуженное, улыбающееся лицо».
Действительно, образ девочки-подроста полон большого обаяния. Художник остро подметил и точно запечатлел поразивший его контраст внешней некрасивости черт лица и угловатой фигуры с внутренней красотой героини, ее душевной чистотой и еще детской непосредственностью. Этот контраст и лежит в основе образного решения портрета.