Иван Николаевич Крамской «Крамской, пишущий портрет своей дочери», 1884
Третьяковская галерея, Москва
Реализм
В 1880-е И.Н.Крамского все чаще привлекают светлые лиричные образы. В поисках «отрадного» он обращается к поэтичному миру юности. Будучи на лечении в Ментоне (Франция), он изображает себя за работой над портретом дочери Софьи Ивановны (в замужестве Юнкер). «Случайность» композиции и необычность ракурса – Крамской пишет себя со спины в полупрофиль – создает ощущение непосредственности. Живописец одновременно и погружает зрителя в свою творческую лабораторию, представляя себя в образе художника-творца, и приоткрывает мир личной жизни, создавая исполненный мягкости и теплоты образ девушки. Присущие этой работе живописная свобода и артистизм вызывают ассоциации с французским искусством, в частности с творчеством Э.Мане.