Гилберт Стюарт «Конькобежец», 1782
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Романтизм
Стюарт, переехавший в Лондон накануне американской революции, быстро завоевал популярность в качестве умелого портретиста. Однажды к нему поступил заказ на написание портрета во весь рост от барристера Уильяма Гранта, выходца из Шотландии. Недолго думая он принял заказ, и, благодаря стечению обстоятельств, избрал фоном для портрета ледяной каток на озере в Гайд-парке с видом на Вестминстерское аббатство. Катание на коньках было чрезвычайно популярно среди представителей всех социальных классов Великобритании, в особенности у аристократии. При взгляде на полотно складывается ощущение того, что Грант будто и сейчас движется на коньках по льду замёрзшего озера посреди зимнего и унылого пейзажа, являясь самым живым персонажем произведения. При этом некоторые критики видят в композиционных особенностях портрета кисти Стюарта схожесть с полотнами других художников, а также проекцию его собственных психологических недугов. Работа отличалась художественной смелостью, оригинальностью и необычностью выбора темы, ввиду чего она пользовалась необычайным успехом на Королевской выставке 1782 года. Картина передавалась по наследству в семье Гранта и в 1950 году была продана его потомками в Национальную галерею искусства в Вашингтоне, где и находится в настоящее время, регулярно выезжая на выставки.