Василий Григорьевич «Христос в Гефсиманском саду», 1878

Современники художника считают данное полотно самым удивительным произведением Перова. Интересно то, что автор намеренно не стал изображать на картине лик Христа. Этот выразительный элемент отсутствует на картине и не может дополнить психологический образ героя.

Превосходный русский портретист – Василий Григорьевич Перов – отказался наделить себя правом самостоятельно показать лицо Спасителя посредством красок. Для автора важным являлось не только сохранение непогрешимого и чистого евангельского образа в состоянии неприкосновенности, но и представление посредством своего произведения двойственной природы Христа – человека и Бога.

Художник изобразил Христа распростёртым на земле в Гефсиманском саду. Даже не изображая его лица, автору удалось передать его подавленное состояние, смятение и чувство грядущего несчастья. Над головой Спасителя завис терновый венок, который предвещает о близкой крестной смерти. Вытянутые вперёд руки указывают на молитвенное состояние Иисуса.

Левее его фигуры видна белая лилия, сияющая в нежном лунном свете, — символ невинности и духовной чистоты Христа. Толстые стволы стоящих вокруг деревьев окутаны призрачным ночным полумраком. Лунный свет лениво освещает фрагмент каменной стены, а вдали на соседнем холме виднеется город с белокаменными стенами домов.

Поделиться