Пабло Пикассо «Девочка на шаре», 1905
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Голубой период
Зрителю представлена репетиция уличной труппы. Тонкая и хрупкая девочка умело балансирует на неустойчивом шаре, рядом с ней статичный и мощный гимнаст, который внимательно наблюдает за своей молодой партнершей, в любой момент готовый придти ей на помощь, помочь советом, подсказать. В его глазах забота и тревога за будущее гимнастки.
Голубой цвет, в который были окрашены практически все работы предыдущего сложного периода, еще присутствует в работе, но заметно сдает свои позиции более светлому и позитивному розовому. По-другому организовано пространство работы, появилась перспектива, оживлен задний план.
Смысл работы — конфликт форм. Неустойчивость и подвижность шара противопоставлена устойчивости и тяжеловесности куба. Герои работы только подчеркивают контраст. Неустойчивости и изменчивости юности противопоставлена надежность и стабильность зрелости.
Работа наполнена воздухом, здесь много абсолютно чистых цветовых полей. Пейзаж на фоне пустынен. Его оживляет лишь пара случайных зрителей, а также мирно пасущаяся лошадь. Эти второстепенные детали, на самом деле, играют важнейшую роль в работе. Автор словно возвращается к жизни, начинает видеть ее многоплановость и динамику. Картина насыщена энергией и подвижностью. Автору удалось передать не только устойчивость и надежность куба, но и подвижность и ненадежность шара.