Альбрехт Дюрер «Богоматерь с Младенцем и святой Анной», 1519
Метрополитен музей, Нью-Йорк
Возрождение
Альбрехт Дюрер — один из выдающихся основоположников не только немецкого Возрождения, но и всего европейского искусства эпохи Ренессанса и Реформации. Великому живописцу удалось слить воедино характерные для итальянской традиции внимание к форме, щедрое использование цвета и глубину чувств со скрупулезной точностью, фантазией и обостренным, свойственным немецкой культуре видением, достигнув в этом исключительных высот. Изначально не заказное произведение со временем перешло в коллекции курфюрстов Баварских.
Сюжет, посвященный святой Анне, изображенной рядом с Мадонной и младенцем, был одним из излюбленных иконографических мотивов немецкого искусства. Однако в раскрытии темы Богоматери со спящим Иисусом (символ будущей смерти Христа) заметно влияние Джованни Беллини, работы которого Дюрер мог видеть во время своих путешествий по Италии, Святой Анне, рука которой как знак любви и покровительства покоится на плече дочери, художник придал черты сходства со своей женой Агнес: в Библиотеке Альбертина в Вене хранится относящийся к этой работе рисунок, датированный 1519 г., на котором супруга Дюрера представлена в образе святой. Тем не менее фигуры монументальны, а уравновешенная композиция наполнена глубокой эмоциональной силой, что объясняется, возможно, тем, что в период, когда Дюрер задумал писать эту картину, он был обращен в лютеранство.