Джошуа Рейнольдс «Автопортрет», 1780

Национальная галерея Виктории, Мельбурн

Барокко

За свою жизнь Джошуа Рейнольдс создал около тридцати автопортретов. Это увлечение было связано с интересом к искусству Рембрандта, чьи картины в то время почитались в Британии. Рейнольдс подражал голландскому мастеру, используя себя в качестве модели для того, чтобы практиковать различные выражения лица, но, что более важно, он также предпочитал жанр автопортрета как средство контроля над своим собственным образом и для повышения своего статуса художника и культурного деятеля.

Во время написания данного портрета Рейнольдс был главой Королевской академии, «главным» художником британской школы и одним из ведущих культурных деятелей страны. Ему было 57 лет, когда он писал эту работу, он руководил Академией более десяти лет. Считается, что портрет был специально написан для того, чтобы повесить его в новом актовом зале Академии.

В своем автопортрете Рейнольдс преднамеренно воздал дань уважения Рембрандту как по композиции, так и по технике. Картина была сопоставлена ​​с Аристотелем Рембрандта, рассматривающим бюст Гомера (1653). Рейнольдс отмечал, что Рембрандт объединил свои работы, нарисовав «чуть больше, чем одно пятно света посреди большого количества тени». Здесь свет, направленный слева, подчеркивает щеку и руку Рейнольдса, а также лоб бюста, в то время как остальная часть композиции превращается в темный контраст. Современники отмечали сходство в технике Рейнольдса и Рембрандта, в частности, создание эффекта виртуозным, широким и быстрым исполнением, которое было сильной стороной обоих этих художников.

Поделиться