Николай Константинович Рерих «Ангел последний», 1912
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Модерн
Перед Первой Мировой войной в искусстве Николая Константиновича с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел последний» (1912). Над объятой пламенем землей — непреклонно стоящий среди клубящихся огненных облаков ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте — сверкающие зарницы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете.
Рерих как бы провидит зарево военных пожарищ. Не случайно Максим Горький называл Рериха «великим интуитивистом».
Многие художники и писатели предчувствовали надвигающуюся катастрофу, и в их творчестве нашло отражение растущее чувство тревоги. Много картин Рерих написал в 1912-1914 годах. В этих полотнах было достаточно предсказаний катаклизмов, ведущих к разрушению мира: «Ангел Последний» (1912), «Меч доблести» (1912), «Крик змия» (1913), «Град обреченный» (1914), «Вестник» (1914). Все они предвещали неотвратимые страдания и разрушения через мощные аллегорические символы, взятые из фольклора и библейских сюжетов.
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его, как солнце, и ноги его как столпы огненные…» («Откровение Св. Иоанна», гл. 10.)
…И пролетит над землею
Ангел конца,
Грозный, прегрозный!
Красный, прекрасный!
Ангел последний.
Так грезилось художнику еще в 1912 году. Но непреложен закон Света, и тьма будет побеждена.