Эгон Шиле «Агония», 1912
Пинакотека, Мюнхен
Экспрессионизм
Агонизирующий больной, над ним склонился священник-монах — вот и весь нехитрый сюжет картины великого экспрессиониста. Автор словно предвосхитил собственную судьбу, возможно, изобразил один из своих самых страшных снов. В глазах больного ужас и отчаянная попытка ухватиться за стремительно покидающую его тело жизнь. Контрастом выступает священник: его суровое и спокойное лицо призвано вселить надежду, уверенность в продолжении существования, уменьшить страх перед великой тайной. Зритель, в первую очередь, обращает внимание на руки героев картины, они словно стремятся принять молитвенное положение, преодолевая невидимое препятствие. Пустые глазницы больного не дают никакой надежды, трагедия близко. Мастера интересует накал предсмертной судороги, прилив активности перед наступлением полного покоя и неподвижности. Колорит работы, где преобладают красно-коричневые тона, передает атмосферу насыщенности энергетикой. Настроение работы сложное. Смесь созерцательной отстраненности и активного сочувствия, безразличия и жалости, добра и зла — так характерная для многих работ мастера, здесь раскрывается в полную силу. Для многих ценителей живописи Шиле, в этой картине видится определенный провокационный смысл. Если приглядеться, складывается впечатление, что монах «выдавливает» жизнь из несчастного. А выражение лица священнослужителя некоторые считают несколько инфернальным. Полотно словно соткано их отдельных лоскутков, как дешевое одеяло в приюте для бездомных. В этой поэтике социального дня автор черпает свое вдохновение и новые идеи. Картина создана в тот период, когда художник начинает завоевывать благосклонность критики и признание элитарной публики. Одновременно мастер переживает сразу несколько кризисов личного порядка, жизнь его также нельзя назвать спокойной. Переживание и эстетические поиски своего пути родили эту картину, пророческую и трагичную.