Рафаэль «Мадонна с щегленком», 1506

Галерея Церковных служб, Флоренция, Италия

Возрождение

Картина, согласно сведениям Джорджио Вазари, была куплена во Флоренции Лоренцо Нази, богатым коммерсантом, торгующим шерстяными тканями, по случаю его брака с Сандрой Каниджани, женщиной, принадлежащей высокой буржуазии Флоренции. Пара поселилась на обрывистом берегу горы Сан Джордже и 12 ноября 1547 их дом вместе с соседними домами обрушился. В развалинах нашлась картина Рафаэля в семнадцати фрагментах, которые были восстановлены.

Войдя позднее в коллекцию кардинала Джованни Карло де Медичи в 1666 году, она попала наконец в галерею Церковных служб. В инвентаризации, отредактированной по смерти кардинала, произведение было оценено в 600 эскудо, рекордная цена между самыми ценными картинами галереи. Он находилась в Трибуне с 1705 года и до половины XIX века и была одним из произведений, вызывающих наибольшее восхищение и спрос у копиистов галереи, особо ценящих вкус того времени.

Рафаэль погружает нас в широкий речной пейзаж с особо высоким горизонтом, усеяный деревьями и с мостом слева. Мы видим Мадонну, сидяшую на камне, которая поддерживает коленями маленького Иисуса, в то время как правой рукой Она придерживает святого Иоанна, а в левой руке держит открытую книгу. Оба мальчика играют с щегленком (Иоанн держит его в руках, протягивая щегленка Иисусу, который его гладит, что символизирует Страсти Христовы.)

Композиция свободная, пирамидальной формы, с главными героями, связанными сцеплением взглядов и жестов, при этом видна очевидная схожесть с работами Леонардо, например Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, но картину Рафаэля отличает то, что он заменяет ощущение тайны и тревожности на ощущения нежности, спокойной духовности и спонтанной близости, которые возникают у зрителя.

У Марии выделены ноги и бюст, что поворачивает наш взгляд по отношению к ее правой руке, в то время как наклон головы и взгляд направляет зрителя на основное действие между двумя мальчиками. Ее бюст выделяется пейзажем, который увеличивает его доминирование над его тонкими формами. Голубой массе из покрова Марии противопоставлена красная одежда: красный представляет Страсти Христа, а синий цвет — Церковь, для которой в образе Мадонны подразумевается союз Матери Церкви с жертвой ее Сына. В левой руке она держит книгу (символ книги Мудрости), в чьем законе предсказана судьба ее Сына, и перерывает чтения, чтобы обратить нежный свой взгляд к детям. Иисуса поддерживает Мадонна, защищая его между своими коленями, некоторых видят здесь подобие Мадонны Брюгге Микеланджело.

К Леонардо нас отсылают коричневые земли, усеянные растительностью, написанной с ботанической точностью и атмосферный пейзаж на заднем плане, который теряется в тумане с расстоянием. Лица Крестителя и Христа носят явный отпечаток стиля Леонардо.

В элегантных движениях, тонких пропорциях, придворных и любезных обликах, Рафаэль достиг формального равновесия и идеала красоты, который удостоверяет достигнутую стилистическую зрелость.

Поделиться