Иероним Босх «Брак в Кане Галилейской», 1560—1580
Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
Возрождение
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: «Вина нет у них» (…) Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «Наполните сосуды водою». И наполнили их до верха. И говорит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: «Всякий человек подаёт сперва хорошего вина, а когда гости напьются, худшего, а ты хорошее вино сберёг доселе».
В картине «Браке в Кане» Босх отходит от традиции, изображенная здесь сцена проникнута тревожным, дьявольским напряжением. Кажется, что загадочный маленький персонаж в венке, стоящий спиной к зрителю, приступает к какой-то странной церемонии, а маг с волшебной палочкой на заднем плане помогает ему блюда изрыгают пламя, поражающее слугу кто-то подсматривает из сада, сова выглядывает из-за колонны, а стоявший на ней мраморный чертик оживает и прячется в нишу спасаясь от стрел своего собрата. Христос сидит один, на почетном месте под балдахином с гобеленом, при полном равнодушии присутствующих. Картина Иеронима Босха «Браке в Кане» считается ранним произведением, созданным между 1475 и 1480 годами. Сохранность плохая. В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, — превращение воды в вино — Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, — все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета и являются теми подробностями, которые убеждают нас в достоверности происходящего.