Джорджоне «Буря», ок. 1508

Галерея Академии, Венеция

Венецианская школа, возрождение

Джорджоне не дал этой картине названия. Около 1530 года она была упомянута венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, как «Пейзаж на холсте с бурей, цыганкой и солдатом … руки Джорджоне из Кастельфранко». Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря». Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Она совершенно нага и только её плечи покрывает белая материя, возможно, символизирующая чистоту и невинность. Её округлый живот, полные груди и акт кормления в свою очередь, вероятно, символизируют плодородие. Очевидна и аллюзия с Девой Марией.

В нижней левой части картины изображён мужчина, возможно, солдат. Он стоит в положении контрапоста и держит в правой руке длинный посох или пику. Улыбаясь он глядит влево, однако маловероятно, что глядит он на женщину. Различные исследователи называли его солдатом, пастухом, цыганом либо холостяком. Колонны за ним могут символизировать силу и постоянство, однако то, что они сломаны, может являться символом смерти.

С помощью рентгеновской съёмки картины было установлено, что на месте мужчины Джорджоне изначально планировал написать другую обнажённую женщину, а вся картина писалась в несколько этапов.

Кажется, на картине всё находится в ожидании бури. Цвета смягчены. Доминируют зелёные и синие оттенки. Ландшафт доминирует над людьми. Многие исследователи считают, что сюжет здесь вторичен, а первична созданная Джорджоне на картине атмосфера.

До настоящего времени не существует однозначной интерпретации этой картины. Предполагают, что на ней может быть изображено бегство в Египет, мифологическая сцена (Парис и Энона) или даже Адама и Еву с Каином, только что изгнанных из рая, символизируемого городом на заднем плане. Бога же в этом случае символизирует молния, а сломанные колонны символизируют смерть, как расплату за первородный грех. По версии Густава Фридриха Хартлааба картина может быть алхимической аллегорией превращения неблагородных металлов в золото с изображением четырёх стихий: земли, огня, воды и воздуха.

Поделиться