Константин Флавицкий «Христианские мученики в Колизее», 1862
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Историческая живопись
Сюжет картины связан с гонениями на ранних последователей христианства, которые происходили в Римской империи начиная со второй половины I века нашей эры. Особой жестокостью было отмечено время правления Нерона (54—68 годы нашей эры). Римский Колизей был построен позже — в 72—80 годах. Существовало предание, что именно на арене Колизея, который мог вместить до 87 000 зрителей, христиан отдавали на растерзание диким зверям.
Художник изобразил подземелье у арены Колизея, в котором ожидают неминуемой смерти христиане, среди которых есть старики, женщины и дети. Стражники открывают двери в темницу, на арене видны львы. Мужчина с высоко поднятым крестом ведёт за собой на арену мальчика, который, обернувшись, протягивает руку к лежащей на земле женщине с младенцем. Рядом — две дочери, прижавшиеся к своей матери. Основная идея работы Флавицкого — прославление героизма во имя веры.
Критиками отмечалась связь композиции и некоторых деталей этого произведения с картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи».