Михаил Александрович Врубель «Гадалка», 1895
Третьяковская галерея, Москва
Символизм
Работа была создана за несколько часов. Мастер работал над портретом богатого заказчика, но в какой-то момент отказался писать толстосума и поверх начатой уже работы быстро написал «Гадалку».
За три года до написания работы, художник увлекся образом Кармен из оперы Бизе. Долгое время он рассказывал о своих задумках коллегам, но к работе не приступал. Моделью для картины согласилась стать женщина, с которой мастер был едва знаком.
Перед зрителем, несомненно, испанка на фоне мавританских ковров. Перед героиней гадальный расклад, карты предвещают беду. Не случайно автор изобразил пикового туза в раскладе. Теперь становится понятным и жгучий взгляд героини. Она узнала чужую тайну, она заглянула в будущее и сама чувствует себя неуютно.
Работа решена в цветах красного спектра. Из общей гаммы выбивается розовый шарф героини. В этой работе обычно безмятежный и легкомысленный цвет выглядит тревожно и даже зловеще.
Работа выполнена в манере импрессионистов, главным в ней становится впечатление мастера о сюжете, его тревоги, переживания и предчувствия.