Жан-Этьен Лиотар «Голландская девушка за завтраком», 1757
Рейксмузеум, Амстердам
Рококо
«Голландская девушка за завтраком» — это личная ода Жана-Этьена Лиотара Золотому веку нидерландской живописи. Швейцарский художник создал работу в стиле голландских мастеров XVII столетия примерно в 1756 году — во время пребывания в Голландии. Спустя почти 20 лет её приобрёл Уильям Понсонби, 2-й граф Бессборо, большой друг и покровитель живописца. Потомки аристократа передавали картину из поколения в поколение в течение 240 лет. На момент продажи в 2016 году это была единственная жанровая сцена Лиотара, написанная маслом, которая оставалась в частных руках.
Рейксмузеум купил произведение на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 5,2 млн евро. Эта сумма была собрана благодаря лотерее BankGiro, помощи нескольких фондов и частных лиц.
На этом небольшом полотне изображена молодая женщина в типично голландском интерьере. Здесь присутствуют все характеристики жанровой живописи того времени: повседневная сцена, интимная атмосфера, неяркие цвета, изысканная передача текстур и картина с церковным интерьером на заднем плане. Впрочем, мебель и посуду Лиотар взял из своего века. Мизансцена очень напоминает хорошо известные работы его предшественников — Яна Вермеера, Геррита Доу и Франца ван Мириса.
«Голландская девушка за завтраком» излучает ту же атмосферу покоя и простоты, что и «Молочница» Вермеера, — говорит Тако Диббитс, генеральный директор Рейксмузеума. — Она осторожно открывает краник кофейника, и не желает быть потревоженной миллионами посетителей, которые придут взглянуть на неё».