Илья Ефимович Репин «Отдых», 1882

Третьяковская Галерея, Москва

Реализм

Веру Шевцову (1854–1918) Репин знал еще ребенком. Когда молодой художник появился в доме архитектора Алексея Ивановича Шевцова, домашним показалось, что его интересует их старшая дочь. Но прошли годы, и он посватался именно к младшей – Вере. Совсем юной она стала женой художника, и к моменту написания «Отдыха» у них было четверо детей. Илья Ефимович умел создавать портрет-картину. В этом исполненном с особой теплотой произведении рассказано и о хрупкости молодой женщины (ей 27 лет), и о ее внутренней стойкости. Портрет строится на сочетании коричневого, приглушенно вишневого, серого и черного цветов. Он благороден по цвету и сдержан по тону. В картине нет ничего торопливого, нарочитого, небрежного. В отношении к жене здесь проявляется что-то отеческое. В народе говорят: “Любить – значит жалеть”. Именно такое чувство движет рукой художника. Старшая дочь П.М.Третьякова, Вера Зилоти, очень любила жену Ильи Ефимовича. Ее воспоминания показывают глубину чувств и деликатность «на редкость милой, тонкой и чарующей своей почти детской простотой» Веры Репиной. «А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника!» – писала Вера Павловна Зилоти.

Поделиться