Рафаэль Санти «Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро» и «Портрет Элизабетты Гонзага»
Галерея Уффици, Флоренция
Возрождение
Портреты Элизабетты Гонзага и ее супруга герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро составляют пару и оба находятся в Галерее Уффици. Эти портреты попали во Флоренцию в конце XVII века без всякого упоминания об их авторе. Если в отношении того, кто именно изображен на картинах, никаких сомнений нет, то с принадлежностью этого портрета кисти Рафаэля до сих пор не согласны некоторые исследователи.
Композиция портрета Элизабетты Гонзага нетипична: отказываясь как от традиционного изображения в профиль, так и от поворота в три четверти, художник выбирает ракурс анфас, сообщающий лицу герцогини торжественную неподвижность. Старинные каталоги, описывающие этот портрет, отмечают детали костюма: украшение в виде скорпиона на лбу, золотые цепочки и платье, украшенное золотым шитьем на черном фоне. Черный и золотой – два геральдических цвета Урбино, присутствующие на гербе герцогов, которые восхищались работами молодого Рафаэля. На парном портрете герцог Гвидобальдо одет в те же цвета.
Утонченность и элегантность Элизабетты, переданные в этой работе, находят отражение в строках, которые посвятил ей Бальдассаре Кастильоне на страницах своего трактата «Придворный». В нем мантуанский писатель, в 1504 году прибывший к урбинскому двору и поступивший на службу к Гвидобальдо, превозносит герцогиню как источник вдохновения, средоточие благородства и добродетелей. Отправившись в Англию в 1506 году с дипломатической миссией, он взял с собой ее потрет, скрыв его под зеркалом, чтобы мысленно соединять собственное отражение со скрытым под ним образом Элизабетты, в которую был влюблен. По мнению некоторых ученых, темная рамка вокруг изображения дает основания считать, что перед нами тот самый портрет, который Кастильоне взял с собой. Картина до сих пор вызывает множество вопросов. Куфическое письмо на воротнике модели невозможно расшифровать, а украшение в виде скорпиона, держащего драгоценный камень, возможно, имеет отношение к мелотезии – эзотерической науке, связывавшей органы человека с зодиакальными знаками.
Гвидобальдо Монтефельтро изображён прямо по центру картины. Он находится в тёмной комнате с открытым окном (справа), за которым виден холмистый пейзаж. Герцог одет в чёрные одежды, на нём низкая «монашеская» шапочка и плащ с серебряным шитьём. Статичная поза Гвидобальдо, нехарактерная для живописи эпохи Возрождения, была одной из причин того, что искусствоведы долго не признавали Рафаэля автором картины. Ранее авторство портрета приписывалось другим художникам, например Франческо Франча, но в начале XX века он был идентифицирован как творение Рафаэля Санти.
Первое достоверное упоминание портрета относят к 1623 году; кроме того, считается, что о нём говорит Пьетро Бембо в письме к кардиналу Биббиенне от 19 апреля 1510 года.
Портрет Гвидобальдо да Монтефельтро хранился в герцогском дворце в Урбино, а затем — в Пезаро. В 1631 году картину перевезли во Флоренцию как часть художественного собрания герцогов Урбинских, ставшего наследством Виттории делла Ровере — жены Фердинандо Медичи и дочери последнего герцога Урбино.