Эдвард Мунк «Крик», 1893
Национальная галерея, Осло
Экспрессионизм
«Крик» — одна из самых узнаваемых и тиражируемых картин современности.
Секрет популярности «Крика» в том, что Мунку удалось визуализировать изменённое состояние сознания, выразить нечто, затрагивающее чувства миллионов людей — страх в наивысшей точке своего напряжения. Художник передал ощущение экзистенциального ужаса переживаемого человеком, не только гениально точно отобразив выражение его лица, но и изображением того, как вибрирует, резонирует окружающее пространство.
Таким образом, он передал сложное психологическое явление — субъективное ощущение искажения окружающего в минуты сильных переживаний.
Столь уверенная интерпретация картины возможна потому, что Мунк написал о том, как она была создана. По его словам, задумка картины озарила его, когда он шел с двумя друзьями и обратил внимание на то, что небо внезапно стало кроваво-красным. «… я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Контрастное смешение стилей также участвует в раскрытии замысла картины. Две фигуры и мост изображены схематически, реалистично, словно безучастно к происходящему. Они находятся будто в другом измерении, поскольку всё остальное — река, небо, фигура и лицо главного героя изображено средствами жёсткого, яркого, магически-искаженного эксприссионистского стиля.
Энергия ужаса, пронзив приступом неуправляемой паники главного героя, окрасила небо нестерпимо яркими оранжево-красными цветами, превратила обычную реку в вибрирующую голубыми бликами зловещую мрачную субстанцию.
Человек и природа изображённые на картине, взаимно резонируют, вторят друг другу.
Небо, река, кажется, и сам воздух такие же искаженные, волнообразные как облик главного героя. Его лицо похоже на череп, рот застыл в беззвучном крике, тело утратило часть своей материальности.
Тревожное состояние природы является доминирующим, определяющим, а беззвучный крик главного героя вторичен. На это указывает цветовой контраст. Нестерпимо яркие оранжево-красные завихрения неба конкурируют с темными, не менее яркими, красками реки и контрастируют с тусклым неживым цветом лица существа с разверзнутым ртом.
Одна из распространенных тем живописи — подчеркивание благотворного воздействия красоты природы на человека, но есть и другая сторона, гениально прочувстванная и изображённая Мунком. Оборотная сторона радости существования — страдание и страх смерти. Эти чувства испытывает не только Homo sapiens. Мунк смог отразить взаимный резонанс человека и природы в минуты страха и отчаяния. Не так важно кричит ли герой произведения и от его крика содрогается река и небо, или, услышав крик природы, герой вторит ему беззвучным воплем, заражая своим страхом окружающее пространство.
Картина показывает — экзистенциальные проблемы не прерогативы человека. Человек вечное «дитя природы», как бы далеко не преуспел он в преображении и познании окружающего. Как природное существо, человек радуется своему бытию в прекрасном мире, но как, опять же, природное существо, человек, болеет, страдает, его жизнь конечна. И в этой, черной стороне бытия, в страхе перед болезнями, старостью и увяданием, в ужасе перед неизбежным концом прекрасной жизни, перед неизбежным небытием, человек и природа едины.
Уникальность картины в удивительном переплетении художественного, психологического и подлинно философского. Как по настоящему гениальное произведение картина не поддается полной расшифровке, главные, заложенные в ней смыслы ещё предстоит разгадать.