Эдгар Дега «Портрет Терезы Дега», 1863
Музей Орсе, Париж
Импрессионизм
На картине изображена сестра художника Тереза Дега, вероятно, до её замужества c Эдмондо Морбилли, сыном благородной неаполитанской семьи. Фигура Терезы с широким платьем образует идеальный треугольник, придавая ей удивительную основательность, несвойственную для такого юного возраста. Подражая Энгру, Дега изображает элегантный костюм в мельчайших деталях. В гармонии серых, белых и черных цветов, чей глубине мог позавидовать даже Мане, длинные и атласные розовые ленточки, повязанные под подбородком, придают яркую и радостную нотку. Через окно на заднем плане виден Неаполь, хотя портрет был написан в Париже. Вид города, где молодая женщина будет жить после замужества — ключ к расшифровке картины. То же самое относится и к руке, выходящей из под платка и обнажающей её обручальное кольцо. Классический по композиции и освещению портрет достоверно отражает переживания модели. Выражение лица Терезы смиренное и немного удивлённое. Дега точно передаёт внутреннее напряжение сестры, готовящейся выйти замуж. Контраст между темнотой пустого интерьера, говорящего о скором отъезде, и светом из окна, символом оптимистичного будущего, выражает двойственные чувства. Эта двойственность усиливается двумя техниками рисования, которые использовал Дега. Рука с кольцом нарисована с особой тщательностью, в то время как другая едва намечена, показывая явную непоследовательность художника. Такой альянс сухой и точной техники с очень современным небрежным стилем придаёт портрету необычное обаяние, делая его по настоящему замечательным произведением живописи.